v. 2017-01-17

Шен Янь

Правильное отношение как средство практики

Шен Янь

Правильное отношение как средство практики

Беседа Мастера Шен Яня на курсах среднего уровня по медитации 18.07.1981. Перевод Постоянного Озарения по «Right attitude as an aid to practice» (Tea words, vol.1 http://chancenter.org/cmc/publications/free-literature/).


Медитация ходьбы с чашей воды

Когда вы начинаете практиковать медитацию, ваша первая цель – научиться методу, до той степени, что телесные неудобства не составляют проблемы, а ум становится довольно устойчив. Следующая фаза практики – использовать метод, чтобы объединить тело и ум, а также себя и вселенную. Когда тело и ум едины, вам удобно и легко, физически и психически. Если вы можете идти дальше, в единство себя и окружающего, то почувствуете, что ничто в мире не отдельно от вас, и благополучие каждого – ваша прямая забота. Если вы ещё не продвинулись настолько, то просто продолжайте свою регулярную медитацию, но ещё и развивайте здоровое отношение ко всем сторонам вашей повседневной жизни. Осознайте, что у ваших способов мышления огромные возможности и, если вы правильно направите свой ум и будете действовать соответственно, то легче достигнете вашей цели, чем только медитацией.

Нужно работать над нашим отношением к себе и другим. Во-первых, нужно отбросить хотя бы часть своей эгоистичности. Если мы делаем это, то наши волнения уменьшаются, и мы лучше сможем помогать другим. Что такое эгоистичность? Это значит больше стремиться к тому, чего мы жаждем, и стараться избегать того, что нам не нравится. Оба эти отношения центрированы на «я». На самом деле, типичный современный менталитет – чрезмерная озабоченность личной выгодой. Так что, хотя сегодняшние стандарты  жизни могут быть высоки, но люди духовно недостаточны, неспособны найти безопасность, спокойствие и счастье.

Хорошее решение – это относиться так: что придёт – придёт во своё время; что уйдёт – уйдёт во свой срок. Что твоё – то твоё, но нет оснований гордиться своими успехами или печалиться об ошибках. Нет смысла волноваться о возможных будущих бедах или мечтать о шоколадном будущем. Наша текущая ситуация сильно зависит от наших семейных условий, образования и собственных усилий. Мы легко понимаем эти факторы, потому что они относятся к этой жизни, но есть множество обстоятельств, которые не объяснить только этими факторами. Например, два человека с одинаковым происхождением и умственными способностями могут быть удачливы по-разному. Это потому, что наша карма относится не только к этой жизни, но на неё повлияли и бесчисленные прошлые жизни. Поэтому, если мы встречаемся с неудачами, надо рассматривать это как возвращение старого долга и радоваться, что, возвращая долг, теперь мы должны меньше. С другой стороны, если нам везёт, это значит взятие из богатства, накопленного во прошлых жизнях, так что нет причин гордиться. Скорее, чем больше богатств мы берём, тем меньше останется в невидимом «банке». Так что нужно не истощать свой вклад – и даже прилагать усилия, чтобы вложить больше, участвуя в осмысленных делах. Если мы принимаем истину о карме, то не будем накапливать так уж много недовольства, и сможем делать больше положительных дел, формирующих наше будущее.

По отношению к другим мы часто бываем слишком строги и ждём слишком многого. Мы злимся, если они не так совершенны, как диктуют наши предвзятые идеи. Если бы мы легче прощали и были сострадательнее, то спрашивали бы себя: «Как бы я поступил в таком положении?»  В итоге, мы бы меньше переживали, другим было бы легче с нами подружиться, и они даже могли бы обращаться к нам за помощью. Есть поговорка, что рыба не выживет в совершенно чистой воде. Иными словами, наша удовлетворённость должна быть терпима к несовершенствам других.

Несомненно, у некоторых людей намерения дурные. Есть такие, кто останется в стороне, когда вам по-настоящему нужна помощь, а когда вам хорошо, они предложат помочь, надеясь, что вы отблагодарите. Но не нужно думать о них как плохих. Если люди вас используют, будьте благодарны за шанс отдать кармический долг. Если вы добавляете отвращение и месть к ситуации, которая уже трудна, другой ответит так же, и так бесконечно идёт по кругу. Лучше троньте их состраданием, отпустите происшествие, и в следующий раз предложите вашу помощь без задних мыслей. Человек может быть тронут и может стать вашим лучшим другом. В буддизме часто говорят фразу, означающую «все причины и условия не понять». Это значит, что отношения и ситуации постоянно меняются, и мы не можем предсказать, что случится даже в следующую секунду. Если кто-то обманывает вас, это итог сочетания причин и условий. При другом наборе причин и условий он мог бы поступить по-другому. Правильное понимание этой истины не только развеет враждебность или отвращение к тому, что с вами происходит, но и позволит вам благотворно влиять на других  – так улучшая окружающую среду для всех.