Келсанг Шераб
Целительная сила медитации
Келсанг Шераб
Целительная сила медитации
В беседе "Целительная сила медитации" Лама Келсанг Шераб кратко рассказывает
- о памятовании и бдительности,
- о любви и привязанности,
- о развитии осмысленного отношения к жизни и смерти.
А также представляет оздоровительные медитации, полезные в повседневной жизни каждого.
Почему нам необходима медитация?
Мы хотим счастья. Если мы стараемся найти источник счастья, то обнаруживаем, что источник счастья – в сознании. Некоторые думают: «Можно найти счастье с помощью внешних вещей». Они собирают множество денег, множество красивых, удобных, модных вещей и так далее, и думают: «Это путь к счастью». Но многие уже собрали множество вещей, достигли материального богатства, а остаются несчастливы. Это знак, что нужно найти другой способ стать счастливыми.
Когда мы говорим: «Я счастлив», мы говорим о нашем сознании. Счастье – это чувство, переживание; а все чувства и переживания находятся в сознании. Значит, если мы можем найти способ улучшить качество сознания, то сможем улучшить и качество нашей жизни.
Вот почему буддисты хотят медитировать: назначение медитации – развивать положительные качества. Наверное, большинство согласно, что любовь является природой счастья. Поддерживать любовь в сознании – это путь к сохранению постоянного счастья. Но этот путь обычно нам не подходит. Например, если мы любим некоторых людей, мы счастливы. Но если наши любимые начинают странно вести себя, например, дурно отзываются о нас, то нам бывает трудно терпеть это, и мы развиваем гнев по отношению к ним. Поэтому наша обычная любовь – это неустойчивое переживание счастья. Но если мы практикуем медитацию, то можно будет укрепить это переживание. У нас будет возможность поддерживать переживание счастья, может быть, весь день.
Как мы можем делать это?
Буддисты думают, что очень хорошо бывает медитировать рано утром, когда сознание обычно очень ясное. Когда мы просыпаемся, мы можем сразу стараться сделать маленькую медитацию. Например, о любви. Как буддисты медитируют о любви? Прежде всего, буддисты думают о преимуществах любви. Если у нас есть отношение любви к другим, мы можем решить множество проблем. Когда любовь в нашем сознании – мы счастливы. А когда мы счастливы, мы можем оставаться спокойны, даже если другие люди начинают действовать странным образом. Мы можем легко принимать ситуацию. Так мы можем решить все проблемы в отношениях с начальником, с партнёром, с родителями и т.д.
Люди, которые думают таким образом, могут развивать устремление практиковать любовь всегда, во всех ситуациях. Благодаря силе этого устремления переживание любви может возникать в сознании такого человека. Так медитация о преимуществах любви вызывает переживание любви в сознании. Когда это случается, надо сосредоточиться на чувстве любви.
Это пример медитации. Первый шаг – надо анализировать что-то. В данном случае мы анализируем преимущества любви. Затем надо сосредотачиваться на опыте, который порождён первым шагом. В данном случае, это чувство любви. Зачем надо сосредотачиваться на нём? Чтобы сливать наше сознание и это переживание любви. Чтобы преобразовать наше сознание в любовь; такова цель этой медитации. Мы хотим постоянно испытывать любовь, для этого надо превратить наше сознание в сознание любви.
Если мы можем совершить это в начале дня, мы начали день положительным образом, и теперь нам надо поддерживать это переживание.
Например, после медитации нам нужно есть, завтракать с семьёй. И когда дети начинают бросать кашу везде… например, друг в друга, будет трудно не сердиться. Но если мы думаем: «Я развил любовь. Я хочу поддерживать это переживание весь день. Я не хочу потерять это переживание. Я не хочу сердиться». Мы можем думать, что очень легко сердиться в этой ситуации, когда дети очень отрицательно себя ведут. Но мы можем думать, что можно говорить с детьми об их поведении и без развития гнева! Мы можем сказать: «Это неприятно – делать такие вещи. Если вы будете продолжать, мне придётся сделать что-то плохое!..» Но можно сказать это без развития гнева. Может быть, надо будет упражняться, но в конце концов такое поведение будет возможно. Итак, мы выдержали! Наше чувство любви всё ещё остаётся в сердце, и мы можем жить с ним дальше.
Потом, может быть, нам надо ехать на работу. Много людей работает в этом мире, и, может быть, мы тоже должны это делать… Мы приходим на автобусную остановку… и тут много людей, они толкаются, чтобы сесть на автобус. И, может быть, кто-то наступает нам на ноги. Может быть, у нас снова есть причина сердиться. Но мы решили не делать этого, потому что хотим поддерживать переживание любви. Мы должны понимать их, мы должны понимать ситуацию этих людей. Они должны работать; может быть, они не хотят работать, у них собственные проблемы. Надо развивать сострадание по отношению к ним. Если мы используем наш ум, можно всегда порождать хорошее чувство в этих трудных ситуациях.
Потом мы приезжаем на работу, и наш начальник начинает оскорблять нас; он хочет делать это. И снова можно поддерживать спокойный ум, потому что мы можем думать о его ситуации, о его проблемах. Если мы можем думать о проблемах других, мы обнаруживаем, что у других людей много проблем. Другие люди становятся объектами нашего сострадания. А когда сострадание находится в сознании, невозможно сердиться, потому что сострадание – противоположность гнева.
Таким образом можно будет защищать наше переживание, наше чувство любви весь день. И вечером наш ум ещё будет очень счастливым. Итак, мы можем понимать, почему духовные люди медитируют и как они могут поддерживать положительные переживания в течение дня. И мы можем делать то же самое. Это возможно! Мы должны только изучать различные медитации и воплощать их в повседневной жизни.
Буддисты медитируют о разных вещах, любовь – это только пример.
Например, иногда буддисты медитируют о смерти. Многие люди не хотят думать о смерти – это источник депрессии: «Ох, я должен умереть… к сожалению!» Но буддисты понимают, что медитация о смерти – это источник блаженства. Потому что эта медитация обладает силой, чтобы преодолеть привязанность. Может быть, мы думаем: «Разве привязанность – это проблема? Я люблю привязанность! Если у меня сознание, полное привязанности, я могу наслаждаться жизнью. Если у меня много привязанностей, у меня будет много друзей, я могу есть много еды и так далее». Мы думаем: «Привязанность – это источник счастья».
Но надо различать привязанность и любовь. Любовь очень важна; она является природой счастья. Когда мы испытываем любовь, то хотим совершать положительные поступки. Мы хотим помочь другим. Если для этого надо есть, мы едим. И, когда любовь возникает в сознании, нам очень легко оставаться счастливыми. Но привязанность работает по-другому. Когда она возникает в нашем сознании, мы хотим собирать много вещей – для себя и только для себя. Назначение наших друзей – они существуют только для того, чтобы делать нас счастливыми. Вот способ, которым действует привязанность. Если мы различаем привязанность и любовь и понимаем изъяны привязанности, нам нетрудно развить желание преодолеть привязанность. Медитация о смерти – способ этого преодоления. Если мы понимаем, что завтра мы, может быть, будем в другом мире, трудно привязаться к вещам в этом мире.
Буддисты также медитируют о драгоценной природе этой жизни. Иногда мы испытываем депрессию. Тогда очень трудно развивать положительное чувство в сознании. Как можно преодолеть эту ситуацию? Если мы думаем, что наша жизнь драгоценна; если мы думаем, что мы можем достичь многих целей в этой жизни, можно будет преодолеть отрицательные чувства. Будда сказал, что человеческая жизнь очень драгоценна. Можно сравнить, например, нашу жизнь с жизнью животных. Трудно найти собак, которые медитируют или молятся. Они не могут, но мы можем делать это. Мы можем духовно развиваться. Мы можем достичь освобождения и просветления, мы можем разрушить все человеческие проблемы. Мы можем развить сознание, которое всегда счастливо.
Если мы думаем таким образом, можно будет преодолеть отрицательные чувства и испытывать счастье. Итак, каждая проблема в человеческом сознании имеет свою противоположность. И, если мы применим эти противоположности, можно будет развивать очень чистое, очень счастливое сознание.
Буддисты делают аналитические медитации: они выбирают предмет и анализируют его, как я объяснил. А также они медитируют на образы Будд. Например, у меня здесь образ Будды Шакьямуни. Буддисты визуализируют Будду. Зачем? Чтобы получить благословение, поскольку это святые образы. Они представляют действительные тела Будд.
Когда буддисты визуализируют образы Будд, они в конце концов становятся очень счастливыми, поскольку благословения входят в их сознания.
Из этого можно видеть, что есть много разных видов медитации. Но есть много духовных практикующих, которые хорошо делают формальные медитации, но им труднее практиковать вне медитации, когда они должны совершать обычные поступки. Им трудно медитировать, когда они должны есть, делать покупки, разговаривать с другими и так далее. Как можно включить опыт медитации в нашу жизнь?
Будда говорил о двух свойствах сознания, которые называются памятованием и бдительностью.
Памятование – это часть сознания, которая может поддерживать положительные переживания. Мы не можем забыть положительное переживание, когда используем памятование. Так что это как память… это буддийская память. Можно использовать память по отношению к разным вещам, например: «А! Сегодня надо делать покупки!» Или: «Сегодня надо встретиться с друзьями!» и так далее. Но предназначение памятования – помнить положительные переживания, которые мы развили в течение медитации. Можно сказать, что памятование – это осознанность, направленная на положительные качества нашего состояния. Если мы сохраняем осознанность наших положительных переживаний, мы не можем их потерять.
Нам необходима также бдительность. Почему? Потому, что посредством бдительности можно обнаруживать внутренних врагов – таких как гнев… привязанность… гордыня… зависть… Это состояния ума, которые хотят разрушить наше положительное состояние. Так что бдительность работает, как шпион. Как разведчик или контрразведчик… Бдительность смотрит на ум, чтобы обнаруживать этих врагов. И когда эти враги появляются, бдительность говорит нам: «Гнев существует в сознании!» Или: «Гордыня возникает в сознании! Надо делать что-то, и делать немедленно!» Итак, мы слышим слова этого духовного работника и решаем: «Надо делать что-то», и можем использовать противоположность этого врага. Таким образом можно преодолеть внутреннего врага и поддерживать наше положительное переживание.
Эти два друга, памятование и бдительность, очень важны для людей, которые хотят объединить медитацию и повседневную жизнь. Я могу говорить об этом, но мы должны стараться практиковать эти техники. И нет сомнения, что мы можем преуспеть в этом.
В Буддизме есть два направления – Хинаяна и Махаяна. Люди, которые практикуют буддизм Махаяны, хотят достичь просветления ради других. У них есть мотивация Великого Сострадания. Но некоторые люди думают, что эта цель слишком велика. И они выбирают другую традицию, созданную Буддой, и практикуют Хинаяну. Они стараются достичь освобождения только для себя. Цель Махаяны – просветление ради всех – выше, но Будда не говорил, что нужно практиковать обязательно Махаяну. Практика всякой религии вообще полезна, поскольку назначение религии – развивать ум. Поэтому все люди могут использовать буддийскую мудрость для развития своего ума. Не имеет значения, буддисты они или нет, все могут использовать буддийскую медитацию.
Заключительная медитация
Следуйте за прохождением дыхания.
Когда оно входит через ноздри и пока оно спускается по дыхательному горлу.
Следуйте за прохождением дыхания с осознанием.
Представьте, что ваше дыхание остаётся в сердечной чакре, в сердце.
Задерживайте ваше дыхание там как можно дольше.
Затем медленно выдыхайте и следуйте за дыханием, пока оно поднимается обратно и покидает ваше тело.
Повторяйте этот процесс и думайте, что ваш ум и ваше дыхание становятся одним целым…
Делайте эту практику в течение нескольких минут.
Нам следует объединить эту практику с произнесением ОМ – АХ – ХУМ…
Когда мы следуем за прохождением дыхания вниз, мы произносим про себя: ОМ.
Когда мы задерживаем дыхание в сердце, мы произносим про себя: АХ…
И, когда мы следуем за прохождением дыхания вверх, мы произносим про себя: ХУМ…
ОМ – АХ – ХУМ…