v. 2018-02-24

Шен Янь

Что такое чань (исторический взгляд)

Шен Янь

Что такое чань (исторический взгляд)

Бодхидхарма

Чань, с исторической точки зрения – это форма буддизма, происходящая из Китая. Чань распространился и в других дальневосточных странах, а теперь стал широко известен во всём мире, под японским названием дзен.

Чаньская практика оздоровляет физически и психически. Её конечная цель – осознать свою истинную природу и выражать это осознание в повседневных действиях. Эта цель – не менее чем раскрытие нашего полного потенциала как будд – воплощений мудрости и сострадания.

В книге «Барабан Дхармы» Чаньский Мастер Шен Янь пишет:

Вы могли слышать, что чань-буддизм напоминает религию, но на самом деле не религия. В действительности, чань-буддизм – это религия. Религия требует веры, и чаньскую практику не завершить без веры. Хотя надо учесть, что вера, о которой мы говорим в чаньской традиции, отличается её понимания в тех религиях, где важна вера в сверхъестественных существ или богов, отличающихся от нас. Чань делает упор на важности верить в Дхарму, то есть учения Будды. Эти учения говорят нам, что у всех есть природа Будды, и что все могут достичь буддовости. Каждый человек, действительно имеющий веру в учения Будды, и следующий принципам и методам практики, может стать Буддой.

Когда мы говорим о развитии чаня в Китае, то сталкиваемся с трудностями по отделению особых понятий, сформировавших чань, от понятий буддизма в целом. Дело в том, что невозможно обрести высшее достижение в буддизме без опыта практики, соответствующей той, что есть в чаньской традиции. Буддизм подчёркивает воспитание и осуществление мудрости, которая приносит разрешение от внутренних битв и страданий. Но как мы выращиваем мудрость? Мы полагаемся на руководство буддийских методов, подобных тем, что есть в чаньской практике.

Буддизм впервые принесли в Китай примерно через тысячу лет после того, как Будда Шакьямуни достиг просветления и познакомил мир с Дхармой. В ранний период буддизма, взращивание дхьяны (спокойного созерцательного сосредоточения) излагалось как главный метод практики. Воспитание дхьяны систематически успокаивает ум, который, в свою очередь, ускоряет понимание себя, которое порождает мудрость. Знакомство с этим методом как входом на путь мудрости было важно для передачи буддизма в Китай.

В чаньской традиции есть много историй об учениках, спрашивающих своего наставника: «Что Бодхидхарма принёс из Индии в Китай?» Ответы разных мастеров кажутся разными, но их суть одна и та же: Бодхидхарма не принёс в Китай ничего, кроме самого себя. Он пришёл в Китай сказать людям, что у каждого есть природа Будды, и каждый может достичь буддовости.

…Шестой Патриарх, Хуэйнен (638-713), вероятно, внёс наибольший вклад в развитие чань. Его учение можно подытожить словами:

Ни пребывания, ни мысли, ни формы.

Вы должны пережить состояние ума, к которому относятся эти слова, осознать природу Будды в себе и также осознать, что, хотя мы говорим о природе Будды, мы не можем указать ни на какую конкретную форму, которая придавала бы ей облик. Природа Будды – это пустотность, шуньята.

…Чань охватывает четыре основных понятия: веру, понимание, практику и осуществление. Вера относится к миру религии; понимание – философское; практика – это вера, воплощённая в действие; а осуществление – это просветление. Без веры мы не можем понять; без понимания мы не можем практиковать; а без практики мы не можем осуществить просветление. Вместе эти четыре понятия создают дверь, через которую мы входим для достижения мудрости.

…Чаньская практика включает медитацию, которая может быть неудобным, физически болезненным процессом. Возможно, поэтому несколько ранних чаньских мастеров не побуждали к сидячей медитации. Даже старые рукописи и документы не дают свидетельств того, что Шестой Патриарх сидел в медитации, будь то до или после своего просветления.

Медитация

…До Шестого Патриарха, Третий, Четвёртый и Пятый подчёркивали практику медитации… Мы можем сказать, что просветление не приходит из медитации, но медитировать, тем не менее – необходимый шаг к освобождению. И чаньские учения должны работать в соединении с медитативной практикой. С руководством хорошего учителя, крепкой практикой и чаньскими учениями – просветление недалеко.

Лишь используя метод медитации, мы можем успокоить ум. Когда ум спокоен, мы можем уменьшить основанные на пристрастиях и привычках шаблоны понятий, выстроенных вокруг «я» и причиняющих столько волнений. Когда мы достигаем спокойного или объединённого состояния осознания, открывается возможность увидеть, что же такое «я».

В основном, главных школ чаньской медитации две: Линьцзи (яп. Риндзай), которая использует методы гунъаня (яп. коана) или хуатоу, и Цаодун (яп. Сото), которая использует метод безмолвного озарения. Используя методы любой из этих школ, можно прийти к просветлению, и, независимо от того, какой вы применяете, сначала вы должны быть способны расслабить и тело, и ум, а затем привести себя в сосредоточенное, объединённое состояние ума. Только тогда вы можете использовать методы гунъаня или хуатоу, или безмолвного озарения.

Процесс медитации не осуществить, просто читая пару фраз в книжке. Медитация включает длительную, устойчивую практику.

 


Перевод Постоянного Озарения по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/talks/chan-m.html