Саймон Чайлд
0. Что такое Безмолвное Озарение?
Мастер Саймон Чайлд
0. Что такое Безмолвное Озарение?
Любой, кто когда-нибудь пробовал какую-то медитацию, поймёт, о чём я говорю, когда называю наши умы часто шумными и скучными. «Шумные» они потому, что «голоса» наших мыслей наполняют умы словами и образами. «Скучные» они потому, что мы видим только часть наших реальных условий и окружающего – часть, которая захватывает нас, делает озабоченными, и мы упускаем почти всё остальное, что может здесь быть.
Чаньская (китайская дзен-буддийская) практика Безмолвного Озарения указывает путь исправления этого, приводя нас к уму, в котором осознанность широко открыта и видит всё (ясно, ярко, пробуждённо, «Озарённо»), и всё же ум не порождает никаких комментариев и прочей мысленной болтовни (спокойно, мирно, «Безмолвно»).
Основная проблема – в нашей прирождённой склонности, которую мы все развивали и совершенствовали за десятилетия наших жизней, оценивать мир в отношении того, насколько некие условия или встречи могут быть полезны или опасны для «меня» – и в этом случае я уделяю им массу внимания; или они кажутся маловажны или не относятся ко мне – и тогда я внимания на них не обращаю. Это расщепление продолжается всё время, иногда осознанно, а часто неосознанно. Об этом процессе говорил Будда в своей Второй Благородной Истине как об источнике «дукхи» – санскритское слово, означающее страдание или неудовлетворённость. Мы поглощены озабоченностью, что можем не получить того, что хотим, и потерять то, что у нас есть; и это оставляет нас настороженными и беспокойными.
Делать так – естественно и полезно, до некоторой степени; иначе мы могли бы стать жертвами частых опасностей, таких как смерть от голода или в автомобильной аварии. Но мы такие сложные общественные существа, с такими мощными мыслящими умами, что перебарщиваем с этим. Мы можем провести много часов, тревожно думая о какой-то прошлой ситуации и пытаясь переиграть её, потому что нам не понравился её исход, или планируя будущие возможности в страхе неблагоприятного результата. И всё это время наше внимание сужено, и мы упускаем возможности и наслаждения, даримые текущим мгновением.
Практика Безмолвного Озарения ведёт нас к уравновешенному уму, который на самом деле может действовать безопасно и эффективно – в ответ на распространённые опасности и возможности, но при этом не зашорен, не поглощён эгоистичными заботами.
Две стороны практики, Безмолвие и Озарённость, нужно развивать совместно. Если мы пережимаем на одну сторону и пренебрегаем другой, то это не Безмолвное Озарение. Например, есть много методов медитации, которые упирают на успокоение и затихание ума, но часто они включают элемент подавления ума – так, чтобы уменьшить склонность ума блуждать. Частый метод успокоения ума – фокусировка на дыхании (или на другом объекте, таком как мантра или образ) – может быть прекрасен для медитирующего, чей ум очень беспокоен (так что мы часто рекомендуем это как подготовку к практике Безмолвного Озарения). Но направляя ум фокусироваться только на дыхании, человек выключает возможность широко открытой осознанности. У Безмолвного Озарения – другой подход.
Одно из значений термина «Безмолвное Озарение» – это вообще не метод медитации, а состояние или способ бытия. Если ты в состоянии широко открытой осознанности, с тихим умом, то нет нужды применять какой-либо метод медитации. На самом деле, применять метод было бы неправильно – добавлять лишнюю активность и амбиции к уму, который уже ярок и ясен. Вот состояние Безмолвного Озарения, но вопрос в том, как можно открыть или войти в это состояние.
Может случиться попадание в это состояние самопроизвольно, и возможен переход в него из какого-то другого метода медитации. Например, хорошо практикуя следование за дыханием, вы можете удерживать те же сосредоточение и тишину ума, раскрывая осознанность шире, чем только у дыхания. Традиционный способ войти в Безмолвное Озарение – установить внимание на осознании тела, переживании сидения, ощущении телесного присутствия.
Может показаться, что фокусировка на осознании тела приводит к той же проблеме, что и фокусировка на осознании дыхания: вы исключаете более широкую осознанность. Но тут получается по-другому. Ведь это через органы чувств тела мы слышим звуки, видим свет и объекты, ощущаем прикосновение ветерка и, возможно, обоняем запах благовоний или цветов. Так что, фокусируясь на телесной осознанности, мы автоматически развиваем осознанность и нашего окружения. И, подобным образом, мы также включаем полную осознанность нашего внутреннего мира – наиболее непосредственно, когда переживаем эмоциональные ощущения как часть ощущений физического тела; но также и когда находим мысли возникающими «в» теле или голове. Мы обнаруживаем, что сидение с полным переживанием ощущений своего тела ведёт нас к выращиванию полной, объёмной, на 360 градусов, осознанности физического тела вместе с внутренним и внешним мирами.
Эту практику может быть трудно сделать устойчивой, и мудро было бы проверять свою практику с учителем. Поскольку осознанность открыта широко, тут настолько больше материала для комментариев ума, что тишину можно потерять. А, в попытках подавить склонность ума ко блужданиям, осознанность может снизиться. В обоих случаях это уже не Безмолвное Озарение; но с руководством и практикой вы можете вкусить свободу, обширность и живость этого состояния.
Это древняя практика, происходящая из учений Будды, из практик шаматхи-випашьяны индийского буддизма, от ранних чаньских мастеров и особенно от Чаньского Мастера Хунчжи в Китае 12 века. Впоследствии она распространилась и в других странах – в частности, в Японии, став основой практики Сикантадза Сото-дзена. Это древняя восточная практика с монашескими корнями, но она прекрасно подходит для современных западных мирян, которые могут изучать и развивать эту практику, и естественно выполнять её в своих жизнях как повседневную осознанность – присутствующую, внимательную и открытую в любых условиях.
http://www.westernchanfellowship.org/lib/wcf////what-is-silent-illumination/
Из речей Мастера Саймона Чайлда для начинающих, пер. с англ. Постоянного Озарения