Постоянное Озарение
Буддийская микро-энциклопедия. 01. Что такое буддизм
Постоянное Озарение
Буддийская микро-энциклопедия
01. Что такое буддизм
Буддийские учения могут здорово помочь нам в жизни, но иногда там попадаются непонятные слова и идеи. Вот маленькая энциклопедия, чтобы объяснить их новичкам. Всё нижесказанное – моё личное мнение, и может жестоко противоречить вашему. Такова жизнь!
В этом разделе:
- Чем буддизм лучше других религий?
- Буддизм – религия или наука?
- Что значит быть буддистом?
- Что такое Дхарма?
- Что значит Будда?
Чем буддизм лучше других религий?
Ничем не лучше и не хуже. Изначальная цель религий – привести человека ко счастью, праведной жизни и мудрости.
Разве цель буддизма отличается?
Вот почему в монастырях нам НИКОГДА не подают завтрак в постель
Буддизм – религия или наука?
Многие религии (не будем показывать пальцем!) начинают объяснение пути человека с мифов и божественных откровений. От этих Возвышенных Вещей ™ проводят линию к нашей с вами жизни.
В буддизме мы подходим с другой стороны: начинаем рассматривать наш обычный, повседневный опыт. И отсюда переходим… нет, не к Божественному! – но к тому, что нашу жизнь можно изменить невероятно сильно.
Поскольку буддизм основан не на догмах и мифах, а на опыте, исследовании и проверке, можно считать его наукой.
С другой стороны, у современной «классической» науки есть несколько недостатков по сравнению с религиями. Во-первых, считается, что у науки нет нравственных целей, её цель – просто исследование истины и развитие знания. Поэтому учёные могут заниматься подлыми, вредными для людей вещами. Например, психологи разрабатывают методы зомбирования – как ловчее манипулировать людьми, обманывать и т.д.
Общей, признанной цели у психологии нет. Например, какие бывают стандарты психического здоровья? Часто считается, что человек «достаточно здоров», если он как-то «приспособился» к жизни в обществе. При этом он может оставаться несчастен и делать массу глупостей; но раз он как-то приспособился – всё в порядке.
У религий же есть высокие стандарты и нравственные цели. Обманывать людей – противоречит религиозным идеалам (как я их понимаю). Ведь цель – всеобщее счастье, а обман и несправедливость ведут к несчастьям. Стандарт правильного состояния человека – не просто «приспособленность», а настоящее, полноценное счастье и мудрость.
Вот первое, в чём религии – буддизм, в частности – превосходят обычный подход современной науки.
Второе: во классической науке исследователь отделён от исследования, «вынесен за скобки». Разные исследователи, проведя один и тот же эксперимент, должны получить одинаковый результат. Это называется «объективность науки». Но в науках о человеке – таких как психология – это не работает. У типичного психолога масса своих заблуждений, и он судит обо всём через их «загрязнённое стекло».
Вообще, человек – не абстрактный объект, и полученные в опытах с ним результаты зависят от массы личностных факторов, чего «учёные» часто не замечают.
Прогресс науки зависит от прогресса её инструментов. Не было бы открытий современной физики без электроприборов, измерителей, ускорителей… А у психолога главный инструмент – собственный ум; поэтому без его развития настоящего прогресса не получается. Большинство «психологических исследований» – полная чепуха, потому что «учёные» часто лишь воображают себя объективными, а на самом деле, не выходят за рамки своих субъективных представлений.
Вселенная безгранична и включает тебя.
Но «безграничная» – это тоже всего лишь прилагательное.
В отличие от «классической науки», религия понимает, что результат зависит от человека. Человек должен совершенствоваться сам, чтобы получать лучшие результаты. В этом понимании – второе преимущество религий перед обычным современным «научным» подходом.
Третье: наука оперирует теориями, а не мифами. Это удобно тем, что хорошая теория – объективное описание, очищенное от субъективных образов. Но на человека глубже действуют истории из жизни, притчи, мифы, сказки, чем абстрактные теоретические объяснения. Ум человеческий так устроен, что мы сопоставляем разные явления и находим параллели и взаимосвязи; наше понимание начинается с аналогий. Поэтому притча обычно лучше работает для целостного понимания себя, чем сухая теория. В современной психологии это уже начали понимать, используя так называемые терапевтические метафоры. И всё же огромный массив образов, накопленных религиями за тысячи лет, психологи не используют, опасаясь, что это сочтут «религиозным» и «ненаучным».
Таким образом, мы можем убедиться, что отношение «превосходства науки над религией» – ложная идея, типичная позиция невежды, который убедил себя в превосходстве над другими.
Хотя надо признать, что принятая в религиях опора на мифы и догмы имеет и свои недостатки. Люди склонны принимать мифы и догмы некритично – без проверки и настоящего осмысления. В таких случаях, религия действительно оказывается воплощением косности, «тюрьмой для разума».
Поэтому есть разные взгляды на ценность наук и религий. Чтобы в них не путаться, давайте отложим в сторону ярлыки – «наука, религия» – и будем смотреть, как что работает на самом деле.
По-моему, буддизм сочетает положительные стороны науки и религии:
- Буддийское Учение не опирается на мифы и догмы, а исходит из опытного исследования.
- У буддийского Учения есть высшие стандарты здоровья и моральные цели.
- Буддийское Учение говорит, что для его освоения сам человек должен совершенствоваться.
- У буддийского Учения богатый набор образов, притч и других средств для глубокой работы с нашим умом.
Конечно, всё вышесказанное не значит, что «буддист» автоматически лучше «христианина» или «атеиста». Среди «буддистов» достаточно догматиков, не понимающих Учения по-настоящему и не желающих учиться.
Что значит быть буддистом?
По-моему, «буддист» – это просто ярлык, который ни о чём не говорит. В XV веке некоторые люди, называя себя христианами, предали и сожгли Яна Гуса – вопреки всему, чему учил Христос. Точно так же, называть себя буддистом – ещё не значит, что ты действительно упражняешься в мудром видении, успокоении и дисциплине.
Я предпочитаю не называться буддистом, потому что такими названиями людей распределяют по ячейкам: «наши – не наши». Деление на наших и не наших обычно связано с групповым эгоизмом; как и всякий эгоизм, он ведёт ко страданиям. Поэтому я лучше скажу о себе, что просто немножко практикую Дхарму.
Что такое Дхарма?
Как и большинство буддийских терминов, это слово из языков Древней Индии – санскрита и пали. Эти языки похожи: на санскрите дхарма, на пали дхамма. Палийские слова больше используют в школе Тхеравада, а санскритские слова – в остальных буддийских школах (которые вместе называются Махаяной).
У слова «дхарма» несколько смыслов. Говоря «Дхарма» в единственном числе, обычно имеют в виду Учение Будды. (Оно же Дхарма Будды, Буддадхарма).
Но суть этого учения не в том, что его изложил такой-то человек; суть не в догмах или откровениях. Буддадхарма – это описание человеческой жизни с её заблуждениями, и объяснение пути к пробуждению. В этом смысле, когда последующие учёные – Нагарджуна, Шантидева… – объясняли путь к пробуждению, это тоже была Буддадхарма.
Говоря о «дхармах» во множественном числе, обычно имеют в виду явления. «Реальные», наблюдаемые явления. Например, эмоциональные ощущения, видимые глазом формы, слышимые ухом звуки – всё это дхармы либо сочетания дхарм.
Ещё дхармой могут называть закон, закономерность – не в смысле кем-то придуманные законы, а нечто реально наблюдаемое.
Поэтому самый общий смысл слова дхарма – это «то, что есть» (что на самом деле). Дхарма – это и явление (оно действительно является), и учение о том, что есть.
Не только Учение Будды, но и другие достоверные учения могут называться дхармой, в той или иной области. В этом «дхарма» похожа на китайское слово «дао» (путь). Например, «дао человека» – закономерности человеческой жизни, её суть, её правильное понимание и воплощение. И «дхарма праведной жизни» – наука праведной жизни.
Что значит Будда?
«Будда» (buddha) значит Пробуждённый.
Проснувшийся от обычных человеческих иллюзий. Увидевший мир по-настоящему, как он есть.
Говоря просто «Будда» (без уточнений, который), обычно имеют в виду основателя буддийской традиции – жившего примерно в 5-6 веке до нашей эры. По легенде, это был принц (сын раджи) по имени Сиддхартха, из семьи Гаутама (на санскрите, или Готама на пали). Из племени (клана) Шакьев. Поэтому его часто называют Шакьямуни (мудрец из рода Шакья).
Имя Сиддхартха можно перевести как «Волшебно могущественный смысл» (Сиддха – волшебно могущественный, артха – смысл).
«Буддой» могут называть и всякого пробуждённого вообще. Известны, например, символические Пять Будд (и Пять Семейств Будд) – которые воплощают разные стороны нашего ума.
В махаянском и особенно в тантрическом буддизме есть много «специализированных» образов будд, которые применяют, чтобы настраивать наше видение чистым образом – раскрывать пробуждённость.
Картинки с http://www.chuckthemonk.com/
"Какие есть виды буддизма? Чем отличаются Тхеравада, Махаяна, Тантрический буддизм?" и другие темы см. во следующих выпусках Буддийской микро-энциклопедии.
Дальше: 02. Учёба и практика